ИУДЕЙСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ

Рав Пинхас Перлов «ГРАБИТЕЛИ ЛИ МЫ?...»

Рав Пинхас ПерловС помощью Всевышнего

 

От Берешит бара до наших дней: с чего следовало начинать книгу Торы?

(Как раскрывается глубина слов Раши спустя тысячелетие)

Кто делал и свершил это?... Я, Г-сподь, – первый; и с последними Я – тот же! (Йешаяу, 41:4)

1. С чего начинает Раши свой комментарий на Тору?

 

Книга Торы открывается словами: «Вначале сотворил Б-г небо и землю» [таково общепринятое понимание; Раши, важнейший из комментаторов Торы, объясняет стих так: «В начале творения Б-гом неба и земли», но здесь для наших целей это отличие несущественно]. Книга Торы – первая по порядку и важнейшая из книг Священного Писания, а важнейший для нас ее комментатор – Раши. Начало Торы, несомненно, имеет особую важность и силу, и потому обратим внимание на начало комментария Раши, в котором он приводит следующий мидраш.

 

«Вначале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит, 1:1). Сказал раби Ицхак: «Ни с чего другого не следовало начинать Тору, как со слов: "Этот месяц для вас" (Шмот, 12:2), поскольку это первая заповедь, которую получил Израиль (как народ). Почему же начинается Тора со слов: "Вначале сотворил"? – "О силе деяний Своих возвестил народу Своему – дать им наследие народов" (Теилим, 111:6), – если скажут народы мира Израилю: "Грабители вы, захватившие земли семи народов!", Израиль ответит: "Вся земля принадлежит Творцу; Он сотворил ее и отдал, кому счел нужным. По воле Своей Он дал ее им – и по воле Своей отнял ее у них и отдал нам!"».

 

2. Два аспекта в понятии «сила деяний»

 

В этом понятии – «сила деяний», о которой возвещает Всевышний Своему народу, – два аспекта. Первый – «правота Всевышнего», как сказано: «Он – твердыня; совершенно деяние Его, ибо все пути Его – правосудие» (Дварим, 32:4). Он отнимает и дает народам земли «силой деяния Своего» – по мере Его правосудия и по праву Его как Творца всех земель, их истинного и вечного Хозяина.

 

А второй аспект – в том, что недостаточно принять справедливое решение, надо еще иметь силу и возможность провести его в жизнь, невзирая ни на что, и водворить на земле правосудие! И Он – «твердыня», крепкая скала, на которую может полагаться всякий, кто ищет справедливости!

И эти два аспекта связаны, как пишет Мальбим (Теилим, 111:6): «…Истина и правосудие – внутренняя сила, дающая существование всему Творению, так, что истина и правосудие – сила, душа и жизненность всего сотворенного… чтобы познали через Творение бытие Всевышнего и Его единство».

 

И в дальнейшем, упоминая о «силе деяний», мы всегда будем иметь в виду оба этих аспекта.

 

3. Несколько важных и острых вопросов

 

Здесь мы должны задать несколько важных и острых вопросов.

 

(1) Чем же так важен этот комментарий Раши – цитата из Мидраша, весьма отдаленного от начала (Ялкут Шимони, Шмот, гл. 12, продолжение п. 187, на стих Шмот, 12:1), – настолько, что он «переворачивает всю Тору» – определяет порядок изложения в ней и точку ее начала? И далее:

 

(2) В какой исторический момент возможно подобное – что нам предъявляется «коллективный иск» по поводу захвата чужих земель от имени буквально всех народов мира?

 

(3) И это притом, что территориальными захватами заполнена вся история человечества до последних времен, и те семь народов, которых евреи «ограбили», войдя в землю Кнаан под водительством Йеошуа бин Нуна, – это потомки Хама, которые сами захватили ее у потомков Шема, – как раз тогда, когда Всевышний привел в нее Авраама, как сказано: «И кнаанеец тогда был в этой земле» (Берешит, 12:6), – хотя Ноах завещал эту землю потомкам Шема (см. Раши там)!

 

И сразу же еcтественно возникает следующий вопрос:

 

(4) Мы смотрим на Тору глазами Раши, и потому для нас так важно: что же особенного было в его эпохе, или в нем самом, что он счел нужным обсуждать, с чего начинать Тору, в самом начале ее, – а не ждать, пока изложение естественным образом дойдет до стиха «Этот месяц для вас»?

4. Казалось бы, очевидный ответ на вопрос, с чего начинать Тору...

 

Казалось бы, есть самый простой и сам собой напрашивающийся ответ на этот вопрос, – и он почему-то даже не упоминается в мидраше... И вот этот ответ.

 

а) Есть определенный смысл следовать естественному порядку событий, – в таком виде всякое повествование легче воспринимается, и ему обычно следуют люди в общении. И притом разве это не важно – откуда взялся мир, в котором мы живем?

 

б) Но даже если считать дарование первой заповеди еврейскому народу событием особой важности, – разве нет очевидной необходимости сначала объяснить:

 

– Кто Он – дающий эту заповедь, и по какому праву Он ее дает?

 

– Кому Он ее дает? – еврейскому народу. Но что это за народ? Просто один из народов той эпохи – или он появился на свет по особому замыслу Творца, с особым предназначением?

– Кто были и какими были основатели народа, праотцы и праматери его? В чем были их испытания – такие, что их потомки удостоились того особого предназначения?

 

И действительно, Рамбан в комментарии на первый стих Торы пишет, что есть большая нужда начать с рассказа о сотворении мира, ибо сам этот рассказ принадлежит к основам веры и тот, кто не верит в него и думает, что мир существует извечно, отрицает самые основы, и нет у него Торы вообще.

 

А сколь важны нам дела праотцов, о которых сказали наши мудрецы: «Ценнее разговоры рабов праотцов наших, чем Тора сыновей» – об Элиэзере, рабе Авраама (см. гл. Хайей Сара в Берешит раба, 60:8)! И мудрецы назвали книгу Берешит «книгой прямых (праведных)» (Авода зара, 25а); объясняет раби Йоханан, что это – книга об Аврааме, Ицхаке и Яакове, которые названы «прямыми».

 

А сколь важен и дорог нам рассказ о жертвоприношении Ицхака, который мы читаем во второй день Новолетия, умоляя Всевышнего о прощении для себя и всего еврейского народа!

 

И все это – чтобы понять, какие особые качества унаследовал наш народ от праотцов, благодаря которым он и удостоился той самой заповеди: «Этот месяц для вас», а затем и остальных – в отличие от всех других народов. И разве можно без всего этого объять умом и ощутить сердцем величие того момента, когда наш народ получает свою первую заповедь?

 

Подведем итог. Нет сомнения, что раби Ицхак в мидраше знает и понимает все эти доводы. Но у него была глубокая причина начать книгу Торы с «Этот месяц для вас» – первой заповеди, данной еврейскому народу. Ведь книга Торы – главная и святая, и начало ее должно учить нас замыслу Творца при творении человека – тому, что надлежит ему служить Всевышнему.

 

И действительно, комментатор Кли Якар пишет, что главное, для чего дана Тора, – это исполнение заповедей, и потому следовало бы начать Тору с первой заповеди, данной нашему народу, а все остальное – конечно, не отбрасывать, а поместить в другом месте.

 

Можно понять слова Кли Якара таким образом, хотя он и не говорит об этом прямо, что речь идет о главном принципе служения, провозглашенном самим же еврейским народом при даровании Торы, – Наасе ве-нишма – «Исполним – и уразумеем». И можно предположить, что именно в заслугу готовности, известной Творцу изначально, взять на себя такое необычное и нелегкое обязательство, которое не взял ни один другой народ, и удостоились они, – еще в Египте, авансом, до дарования Торы, – заповеди «Этот месяц для вас…», а затем – и всех остальных! Тора – в первую очередь книга заповедей, а не рассказов о событиях былых времен, и именно на это должно было бы указывать и этому должно было учить нас ее начало! А все написанное в книге Берешит, в которой нет еще ни народа, ни данных ему заповедей, а также начало книги Шмот, служат последующему – «уразумеем».

 

Но при всем этом... – Начать с первой заповеди, – говорит Кли Якар, – означало бы дать народам мира возможность полностью отрицать основы нашей веры: они скажут, что «нет суда и нет Судьи», и сильный побеждает! Ведь если есть Тот, Кто наводит порядок в мире, то почему Он не помешал евреям отнять грабежом землю у семи народов? Ведь именно грех грабежа решил судьбу поколения потопа! И потому нужно было начать с рассказа о сотворении мира, чтобы показать этим, что евреи овладели землей семи народов справедливо и по праву.

 

5. Однако ответ в мидраше – совсем другой!

 

Но в приведенном Раши мидраше раби Ицхак, соглашаясь в итоге, что все же надо было начать Тору с «Вначале сотворил Б-г небо и землю», не говорит в обоснование ничего из сказанного выше… Есть нечто другое, что перевешивает все, и даже принцип Наасе ве-нишма! И в этом – суть следующего вопроса:

(5) Почему ответ раби Ицхака в мидраше совершенно другой, а именно: «О силе деяний Своих возвестил народу Своему и т. д.» (в двух упомянутых выше аспектах)? Быть может, это связано с историческим моментом, в который будет происходить тот диалог с народами?

 

(6) Если есть нужда «возвестить о силе деяний Всевышнего», то почему только после того, как народы мира приходят с претензиями? Народы, далекие от Торы и Творца, влияют на то, с чего должна начинаться Тора? Разве это они, а не мы, получали ее у горы Синай? Неужели все, что предшествует в Торе стиху: «Этот месяц для вас», было написано в ней только ради ответа народам мира? И далее:

 

(7) В чем судьбоносная суть этого ответа? Правильный или нет – разве он убедит народы? Это важнее, чем принцип «исполним и уразумеем»? Разве не важнее в тысячу раз то, что происходит между нами и Всевышним, чем между нами и другими народами? Что нам важнее: служить Всевышнему, исполняя заповеди, или спорить с народами мира, предъявляющими нам претензии?

 

(8) Да и так ли уж трудно дать его – этот требуемый от нас ответ? «Вначале сотворил и т. д.» – разве мы не читали бы эти слова по свитку Торы каждый год, даже если они были бы в ней в другой месте? Не изучали бы их еще маленькими детьми в хедере? И все это было настолько важным для Раши, что именно так он объясняет начало Торы?

 

6. Да, именно так...

 

Именно в силу всего того, о чем мы спросили, а также в свете нашей истории и происходящих сегодня, на наших глазах, судьбоносных событий, мы может понять, что – да, действительно, может наступить момент. когда от нашего ответа именно на это, предопределенное с сотворения мира обвинение, будет зависеть что-то очень и очень важное! «О силе деяний Своих возвестил народу Своему» – чтобы дать ему в руки оружие в споре с народами; и из всех могучих деяний Его...

 

Сила деяний Его – творение небес и земли – всех миров из ничего! И из творения Им неба и земли вытекает Его владение всей землей и право давать и отнимать ее по воле Своей, как Он считает нужным. И далее – творение бесконечного живого разнообразия, населяющего землю, воду и небо, и то, как разместил Он воинство светил больших и малых на небосводе, и насадил райский сад… Великие наказания грешников – всемирный потоп и уничтожение Вавилонской башни… Ниспровержение Сдома и Аморы…

7. Знание о Творении – откуда?

 

То знание о Творении, которое есть у нас, мы получили по непрерывной традиции – переданное от Адама, Ноаха, Шема и Эвера нашим праотцам, до получения Торы на горе Синай, где присутствовали все еврейские души; это необычайное, ярчайшее событие запечатлело в наших душах абсолютное знание всего данного нам там тогда – в том числе и того, что касается творения мира; и мы видим все это сердцем, а не только познаем разумом.

 

И в тот судьбоносный момент, когда весь народ должен будет дать ответ народам, – тогда и великое дело сотворения Всевышним мира из ничего, из которого вытекает Его право «дать нам наследие народов», мы должны будем ощущать живым и острым чувством – и разумом, и сердцем. И кто знает: может быть, этот час пришел уже теперь, когда на нас что ни день бросаются с ножами – «защищаются от еврея-грабителя», не разбирая ни пола, ни возраста... И это «народная война» – когда не танк идет на танк, а ребенок с ножом на ребенка...

 

8. Из-за земли

 

Но из всего, о чем говорилось выше, вытекает следующее.

 

Есть величайшая причина, сильнейшее основание начать Тору с «Этот месяц для вас...» Но предстоит исключительное событие, тяжелое и опасное – претензия народов «Грабители вы», и кто знает, какую угрозу она несет... И устами нашего народа должен быть дан ответ на эту угрозу – извещение их о «силе деяний Всевышнего», и в нем же – наше оправдание в этот важнейший, судьбоносный момент. И так должно произойти – сначала словом нашим, а потом Его могучим делом – раскрытие Всевышнего и мощи деяний Его перед всем миром – в ходе судьбоносного нашего спора с народами. И именно из-за земли, ибо сказано там дальше: «Дать им наследие народов» – дать им, то есть нам, землю народов.

9. Как «вечный странник» превратился в «оккупанта»...

 

И вот – мы видим, что и сегодня, когда после почти двухтысячелетнего рассеяния по разным землям почти половина еврейского народа, после страшной Катастрофы, с немалыми чудесами и помощью Всевышнего, собралась и живет в Земле Израиля, – так и не обрел он покоя, наш народ – «вечный странник»! Единственная из почти двухсот стран мира – членов ООН, которая с самого начала своего не раз стояла на грани уничтожения, да и поныне грозят ей новой Катастрофой... И отсюда –

 

(9) Образование существующего ныне еврейского государства – случайное событие? Как объяснить немалую и очевидную всему миру помощь Свыше в его создании и выживании?

 

И внимательный взгляд на происходящее сегодня с нами и вокруг нас неумолимо наводит на мысль о том, что то самое «очень и очень важное, зависящее от нашего ответа», имеет отношение к нашим временам. Не так давно, как раз в тяжелые для нашего народа дни «между теснин» накануне 9-го ава, заключено было известное ядерное соглашение шести величайших мировых держав с Ираном, – и тут же следует грозный окрик народов: «Закончили с Ираном – возьмемся за вас!» Осуждения, бойкоты – торговые, банковские, культурные и прочие... Традиционный открытый антисемитизм принял новое обличье, и вся многовековая пылающая ненависть, все многообразие традиционных лживых обвинений слилось сегодня в одну струю, в одно полное лицемерия «легитимное русло», и гремит на весь мир, со всех трибун то самое и никакое иное, предсказанное нашими мудрецами тысячи лет назад обвинение: «Грабители вы! Отняли землю у народов!» «Вечный странник» – вдруг превратился в «оккупанта»...

 

И это – в то самое время, когда вокруг нас вступает в свои права «Новый Ближний Восток» – кипят жесточайшие войны, гибнут сотнями тысяч мирные жители, множатся и укрепляются исламские экстремисты, наводящие ужас на весь мир...

 

Когда мой отец, благословенной памяти, примерно в 1997 году, оформлял себе пицуим – компенсации из Германии для пострадавших от нацизма – и заполнял анкету, ему сказали: ни в коем случае не указывайте свой адрес «Рамот Иерусалим»! Пишите «улица Луи Липски»! Рамот Иерусалим – в «черных списках» в Германии и вообще в Европе! Рамот – «оккупированная территория», и мой отец – «оккупант»! Как и учащиеся здешней ешивы «А-Ран», в которой я учусь уже много лет, как и все жители Рамота – каких бы взглядов они ни придерживались и за какие бы партии ни голосовали!

 

Каково же место нынешних событий в нашей истории? Обойдется, «перемелется», и все будет как прежде? Или они войдут в свой новый трагический виток как рецидив не столь давней кровавой Катастрофы – как два соседних звена одной и той же цепи? Или же будет что-то третье, совсем другое, чего мы так ждем и надеемся...

 

10. Корни всего – в Торе!

 

Мы знаем, что духовные корни событий всех времен и эпох – в Торе. И если спросим, какое из всех горьких событий, описанных в Торе, является «корневой трагедией», которая повлекла за собой цепь самых больших несчастий на протяжении всей нашей истории, то будет логичным вспомнить, в связи с чем наши мудрецы установили самый строгий пост и траур в нашем календаре – 9-го ава; и это, вне всякого сомнения, был грех разведчиков – трагедия, последствия которой названы бхия ле-дорот – «плач в поколениях». [Пост Йом Кипура, такой же строгий, не принимается здесь в расчет, поскольку суть этого дня иная и не связана с трауром].

 

Много раз грешили евреи в пустыне, но лишь из-за двух грехов было вынесено предопределение об уничтожении нашего народа – и Моше спас его своей молитвой, а впоследствии на эти даты были установлены посты: 17-го тамуза, из-за золотого тельца, и упомянутый пост 9-го ава – в связи с клеветой разведчиков на землю обетованную и отказом войти в нее. Ни из-за многократных жалоб и ропота по поводу пищи, воды и т. п., ни из-за восстания Кораха, ни из-за блуда с дочерьми Мидьяна посты установлены не были. И в последующем, на протяжении всей нашей истории, эти две даты стали как бы «точками притяжения» для все новых и новых бед и несчастий… Причем именно 9-е ава «притянуло к себе» разрушение двух Храмов!

 

Здесь у нас нет места и возможности подробно говорить обо всех различиях между двумя упомянутыми грехами. Но если после золотого тельца, когда евреи самым прямым образом нарушили Десять заповедей, данных перед тем недавно, в собрании всего народа, с громами, молниями и трубным гласом, Всевышний все же отменил приговор и продолжил вести народ в Землю Обетованную, то после греха разведчиков почти все поколение было приговорено к смерти в Небес, и в Землю должно были войти сыновья... Из этого, как и из самой строгости поста 9-го ава, мы видим, что самые трагические последствия имело... что же? – Неверие в силу Всевышнего, Его способность ввести наш народ в обещанную землю, как сказали тогда разведчики (Бемидбар, 13:28): «Но силен народ, живущий на земле той, и города укрепленные, весьма большие и т. д.». Недостаток веры – великий и страшный грех!

 

11. Вновь потеряли скрижали...

 

В нашей ешиве А-РАН в Иерусалиме каждый год в ночь этого поста выступает один из величайших мудрецов Торы нашего поколения рав Моше Шапиро. В последний раз он сказал потрясающую вещь: если бы тогда разведчики хорошо и точно исполнили порученное им Моше Рабейну, смотрели на Землю Обетованную его глазами, вернулись и рассказали истину об увиденном, то не только вошли бы в Землю Обетованную сразу, под водительством Моше Рабейну, но и нам были бы возвращены первые скрижали... но вместо этого в тот день они были как бы потеряны вторично, до отдаленных будущих времен. В Йом Кипур мы получили взамен первых, разбитых, вторые скрижали – но их нельзя сравнивать с первыми... Сила 9-го ава (потенциал этой даты) превосходит, таким образом, силу Йом Кипура – так сказал рав Моше Шапиро.

 

Произошло то, что произошло и описано в Торе: дрогнула тогда вера евреев в способность Всевышнего дать нам Святую землю, – и вселился в них страх перед другими народами, великанами, и городами их, укрепленными до небес... Страх перед тем, что видели глаза их; и ослабла вера в то, что слышали уши их от Всевышнего!

 

12. Легко ли дать народам правильный ответ?

 

Сегодня ситуация в чем-то очень важном схожая. Мы не дети, сдающие экзамен перед своим ребе в хедере, и нам будет совсем не просто дать всему миру искренний и единодушный, приводимый в мидраше ответ: «Вся земля принадлежит Творцу»! Маленьким мальчикам поставят за такой ответ хорошую отметку – а что будет с нами?

 

Быть может, в этот период у немалого числа евреев будут проблемы с тем, чтобы открыть книгу Торы, прочитать, осознать и прочувствовать силу деяний Творца и то, что можно надеяться только на Него? Быть может, в этот момент, – «Время бедствия для Яакова…» (Ирмияу, 30:7), – это будет тяжким испытанием, и особенно для тех, которые представляют нас сегодня перед всем миром. Кто они?

 

Если бы сто лет назад русский царь захотел поговорить с представителем еврейского народа (в действительности он, как известно, был крайним антисемитом и никогда таких желаний не имел), то должен был бы пригласить к себе Хафец Хаима; но сегодня нас представляют те, которые и сами не верят в силу деяний Всевышнего, и смертельно боятся упомянуть о том, что сказано об этом в Торе. Это противоречит их закоренелым убеждениям и будет выглядеть «несовременно и недемократично»! Нас объявят во всем мире «религиозными фанатиками, экстремистами наподобие исламских», и примут грозные резолюции, и введут международные санкции сверх всего, что есть сейчас... и кончится, того гляди, тем, о чем сказано у пророка (Афтара субботы холь а-моэд Суккот, Йехезкель, 38:18): «И будет в тот день, в день, когда придёт Гог в землю Израиля, слово Г-спода...» – «наводить порядок и справедливость» – как они, народы мира, их сегодня себе представляют...

 

13. Правильный ответ народам – великая заповедь!

 

И от ответа, который будет дан народам, зависит осуществление сказанного у Ирмияу: «Время бедствия для Яакова – из него будет вызволен». Вера в час беды – ключ к спасению. Ответ, который приводит мидраш, будет великой заповедью в той ситуации, в которой окажутся евреи; он будет демонстрацией веры, как пишет Рамбан: «Сам этот рассказ [о сотворении мира] принадлежит к основам веры, и тот, кто не верит в него и думает, что мир существует извечно, отрицает самые основы». Таким образом, Раши, приводя мидраш в самом начале Торы, связывает рассказ о сотворении мира с великой заповедью истинной, полной и крепкой веры в это сотворение, – и таким образом превращает саму книгу Берешит, в некотором смысле, в «книгу заповедей», и принцип Наасе ве-нишма никоим образом не нарушается! И ответ, данный на основе такой веры, – это будет не что иное, как вызов, брошенный в лицо народам, забывшим Б-га и вообразившим себя «верховными судьями» и «законодателями морали».

 

И дать этот ответ нам в любом случае придется; Всевышний сделает так, что выбора не будет. Лопнет старая вера прошедших десятилетий – в «нашу непобедимую армию», в «прогрессивную международную общественность», в «добрую и преданную нам Америку»... Вместо всего этого надо будет вооружиться крепкой, истинной верой, чтобы наш ответ народам был не формальным и не таким, как у Бен Гуриона в 1938 году, когда его спросили в комиссии британского парламента – «откуда у еврейского народа права на эту землю?», – и он вместо ответа поднял над головой томик ТАНАХа; но при этом все знали, что он и сам не верит в написанное там... Ответ наш должен исходить прямо из сердца и быть выражением полной и непоколебимой веры в «силу деяний Всевышнего» – в то, что Он и только Он один сумеет нас защитить! Будет нелегко; враг придет – и кто знает, может быть, это и будет тот самый «царь хуже Амана», который заставит наш народ сделать тшуву – возвращение к Всевышнему, пусть даже вынужденное, о котором говорит раби Йеошуа в споре с раби Элиэзером в трактате Санедрин, 97б, – хотя лучше, чтобы возвращение это было добровольным.

 

14. И все, буквально все идет к этому!

 

Верно, что ортодоксальное еврейство Торы сопротивлялось изначально сионизму в той мере, в какой он провозглашает «решение еврейского вопроса» на путях забвения Торы, заповедей и построения государства «как у всех народов»; иного отношения к этому не могло быть сто лет назад и не может быть сегодня. В этом смысле сам термин «сионизм» – нерелигиозный или антирелигиозный, но от корня «Сион», – содержит в себе величайшее противоречие и ложь. Но сегодня... есть в проблеме два аспекта.

Первый – чисто практический и касается всех евреев на Святой Земле, а нас здесь собрались миллионы, слава Б-гу, около половины всего нашего народа – мужчины, женщины и дети – после Катастрофы и других событий, которые Всевышний направлял железной рукой, не спрашивая нашего согласия. И после того, как собрались, – нужно жить в условиях приемлемой безопасности.

 

Но есть еще другое. ТАНАХ – «книга книг», известная всему миру, и всем известно, что написано в ней о Святой Земле и о праве на нее еврейского народа. И когда народы мира называют нас «грабителями», «оккупантами», – что стоит за их словами? О чем поет весь этот дружный хор народов – и тех, которые отрицают нашу связь с этой землей начисто, и тех, которые хотели бы загнать нас в угол – втиснуть в узкий клочок земли, с которого мы очень скоро сами побежим?

 

Кфира – отрицание Б-жественной правды упомянутой Книги книг и обязанности считаться с тем, что в ней написано, – вот что стоит сегодня за претензиями народов. Кфира – и ничто другое. Мол, «как можно жить по книге, написанной более трех тысяч лет назад? Кто сказал, что написанное в ней – правда? И почему мы обязаны это исполнять?»

 

И до каких же пор мы можем на это не отвечать? Судьбоносный момент придет – для всех. И тогда, а может быть, и раньше, – не будет ли молчание наше означать, по крайней мере в глазах народов, будто мы и сами не очень верим в то, что написано в Торе, не дай Б-г?

 

И напротив: наша вера в силу Всевышнего – в обоих упомянутых выше аспектах, как в Его праве отнимать землю и давать ее, кому Он пожелает, так и в способности Его осуществить Свое решение, вера сильная и искренняя как результат нашего исправления и возвращения к Нему, – она, быть может, искупит и исправит тот грех разведчиков в пустыне, – и тогда, наконец, придет к нам долгожданное освобождение! И чтобы «запустить» этот процесс, нам нужно ответить народам с цельной верой, от всего сердца, словами Раши в ходе диалога с народами, – не только ради них, но главным образом для нас самих.

И в этом – огромная важность нашего спора с народами и правильного ответа на их обвинения.

 

15. Конец – в первоначальном замысле

 

Есть известное выражение: соф маасе бе-махшава тхила – «конец [всякого] дела – в первоначальной замысле». Есть две особые точки во всем, что развернуто во времени, в каждой вещи и в каждом деле: начало и конец. Начало – от Творца, создавшего весь мир из ничего. Конец – то, ради чего Он этот мир создавал; конец предопределен так же, как и начало: Б-жественное наблюдение и управление, открытое или скрытое – но непреложное и непрерывное, обеспечит достижение цели, как сказали наши мудрецы: «Воля Всевышнего осуществляется в любом случае». А вот середина… Есть много дорог, соединяющих начало и конец: коротких и длинных, прямых и извилистых, – и мы выбираем их, пользуясь своей свободой выбора. Есть совершенно особая связь между началом и концом, некий «намек» в начале на то, что будет в конце. Так и в самом начале Торы говорится также о конце: ...Ве-руах Элоким мерахефет... – «...И дух Б-жий витает...» (Берешит, 1:2) – это дух царя Машиаха (Берешит раба, 2). И так же точно – в связи с приведенным у Раши мидрашом: даже самые первые слова Торы охватывают все, от начала мира до конца его.

 

Не раз открывался Всевышний Своим созданиям, как рассказывает Тора: первому человеку – сразу после его создания, через два тысячелетия – Аврааму, а у горы Синай – всему еврейскому народу. Но предстоит еще не менее великий и важный момент – открытие Его всему миру, всему роду человеческому через наш еврейский народ, избранный для того изначально, – в тот самый исторический момент, о котором мы все время говорим, и возможно – даже совсем скоро, в наши дни, – то, о чем сказал пророк: «И явится слава Г-сподня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Г-спода» (Йешаяу, 40:5).

И не будь это так... то есть если не было бы начало Торы так тесно связано через приведенный Раши мидраш с концом времен, – тогда, быть может, действительно следовало бы начать Тору с раздела «Этот месяц для вас»?

 

16. Раши и его эпоха

 

Мы воспитаны на Раши, мы смотрим на Тору глазами Раши, – и вот, он в самом начале Торы, приведя мидраш, сообщает о конце времен, когда наш народ возвратится к Всевышнему в ходе конфликта с народами из-за земли. Когда народ Его своим ответом возвестит о «силе деяний Его» – и, следовательно, о необходимости служить Ему, – тогда и Всевышний «возвестит о силе деяний Своих» – великим делом, спасая Свой народ и принеся ему полное освобождение!

 

Мы спрашивали выше, что было в эпохе Раши и в нем самом, что он до такой степени чувствовал актуальность диалога с народами, – ведь во времена Раши обвинение «Грабители вы!» было менее всего актуальным! Евреи были бесконечно далеки от возможности захватывать чьи-то земли; напротив, это была эпоха начала крестовых походов, одна из тяжелейших в нашей истории, когда наш народ сам был жертвой грабежа, притеснения и ужасающей резни.

 

И ясно, что до наших времен не было никакой «международной трибуны» для обвинений в захвате чужих земель. Ведь территориальными захватами, как уже упоминалось, заполнена вся история человечества до самых последних времен!

 

Но если события, о которых говорит мидраш, приводимый Раши в начале Торы, относятся к нашим дням, – все вопросы сами собой отпадают.

 

Говорят, что наше нескончаемое, мучительное изгнание можно уподобить переходу через длинный темный туннель. Раши, стоя в нем посередине, из самой тьмы увидел свет святым своим духом постижения Торы. Сумел увидеть разом его начало и конец – и неразрывную связь между ними. Для этого нужно было такое исключительное величие в Торе, Дух святого постижения, которые были у Раши, – чтобы увидеть силой мудрости Торы далеко назад и далеко вперед, – буквально из конца мира до конца его.

17. И что же нам дает понимание всего этого?

 

Обратим еще раз взгляд на то, что творится вокруг нас. Сколько высоколобых экспертов с учеными степенями, целые армии высокооплачиваемых специалистов, советников и аналитиков на службе у величайших держав и в исследовательских центрах, напрягаясь, морщат лбы, силясь понять смысл бурных нынешних событий, – и раз за разом садятся в лужу и не могут ничего предвидеть... Силятся принять во внимание все, что можно, всех «игроков» в этой игре, – но всегда, постоянно и злонамеренно, упускают Одного – Единственного Властного над всем! Гонят Его из всех своих расчетов – а Он, между тем, правит невидимо, железной рукой, направляя колесницу истории известными Ему путями, описанными в общих чертах в наших святых книгах. По Его Высшей воле мы сохранились, чудесным путем, из всех древних народов; мало того – гигантски, вне всякой пропорции, влияли на весь ход истории во всем, духовном и материальном. И вернулись, вот уже около половины нашего народа, тоже во многом чудесным путем, на обещанную тысячелетия назад Святую Землю... И ведем о ней спор, предопределенный тысячелетия назад, с народами, – спор о земле...

 

Те советники, эксперты, а вместе с ними – политики и руководители государств низводят этот спор до банального территориального конфликта, подобных которому тысячи в мире, и пытаются решить его привычными им средствами, переговорами и компромиссами. Но мы понимаем, пусть лишь в общих чертах, смысл и ход и нашей, еврейской, и мировой истории – благодаря нашим истинным пророкам и книгам наших мудрецов. Понимаем, что истинная проблема у нас не с арабами; они – только палка в руке Всевышнего – по причине многих грехов наших в прошлом и настоящем. С Ним у нас проблема, и с Ним мы должны «выяснять отношения» – вернуться к труду над святой Торой Его, к тщательному исполнению Его заповедей, к цельной вере и безграничному доверию Ему! Не А Он терпеливо ждет нас – исправления нашего и полного возвращения...

 

И благодаря терпению и великому милосердию Его, с которым он ведет нас и тогда, когда мы не осознаем вполне путей Его правления, мы смогли и сможем все – устоять в неравной борьбе, возродить эту землю, превратив ее из пустыни в сад, основать и непрерывно расширять на ней крупнейший в мире центр изучения Торы – залог дальнейшего существования нашего народа вообще и на этой земле в частности, – и сделать все остальное, угодное воле Его, что нам еще предстоит.

18. Не с «высокой философией»

 

И поскольку мир сегодня такой, как мы писали, Всевышний приходит явить и раскрыть Себя ему не с высокими философиями, – мир сегодня не готов и не пригоден к этому. Он вступает в конфликт с нашими ненавистниками из-за Своего народа по самой простой и «земной» теме, понятной даже неграмотным обитателям самых дальних островов, – теме земли. И Он попирает Своей волей принятые у них принципы морали и справедливости, которые они высокомерно устанавливают по своему произволу, а не по Его высшей воле, и столь же лицемерно и произвольно, исключительно к выгоде своей применяют.

И нашими устами Он объявляет им: «Вся земля принадлежит Творцу; Он сотворил ее и отдал, кому счел нужным. По воле Своей Он дал ее им – и по воле Своей отнял ее у них и отдал нам!»

19. Но также и наше исправление...

 

 

Конечно же, исправление наше, о котором шла речь выше и в котором так нуждается народ наш, означает и соблюдение субботы, и упорный труд над Торой, и исполнение всех прочих заповедей. Но... увы, к великой нашей боли, сегодня многие и в нашем народе в делах духовных недалеко ушли от обитателей тех дальних островов... Также и к нам, старающимся по мере наших слабых сил и разумения идти путями Его, не так уж просто бывает достучаться с высокими словами...

 

И возможно, что первоначальный судьбоносный импульс должен быть, что называется, «поближе к телу» – связан с самой простой, наглядной и очевидно жизненной для всего народа вещью –землей, на которой мы сегодня живем! И с пониманием того, что Святая Земля дана нам в силу завета брит-милы – обрезания (это включает в себя отрешение от всех проявлений разврата и строжайшую охрану святости семейных отношений) и завета Торы – изучения и исполнения ее.

 

20. «Три добрых дара»

Сказали наши мудрецы (Брахот, 5а): «Три добрых дара дал Святой благословенный Израилю, и все они даются не иначе, как в страданиях: Тора, Земля Израиля и будущий мир».

Два вопроса можно здесь задать.

 

(а) Тора и будущий мир – понятия чисто духовные, тогда как земля Израиля, как кажется, прежде всего материальна; как же они могут упоминаться в качестве даров в одном ряду?

(б) Обычно дар – это то, что дается безвозмездно, а эти три дара можно получить только в обмен на страдания! А ведь страдания – это самая «твердая валюта», какая только существует, и в которой всегда можно взыскать с человека его долги: денег или имущества у него может и не быть, но заставить его страдать – всегда можно; и даже если он уже страдает – можно увеличить его страдания!

 

21. «Святая Земля» – что это?

 

Ответ таков.

 

(а) Во-первых, лишь на поверхностный взгляд земля Израиля прежде всего «материальна». Духовный аспект в ней выделяет ее из всех прочих земель, как подчеркивает Тора во многих местах, например: «Земля, о которой Г-сподь, Б-г твой, печется, – очи Г-спода, Б-га твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца года» (Дварим, 11:12) и т. д.

 

И еще: мы знаем, что отец нашего народа Авраам самостоятельно искал и открыл для себя Всевышнего. И после того служил Ему самоотверженно, всеми силами, отвергая идолов и распространяя учение о едином Творце, – и имел множество учеников, и был брошен в огненную печь – и чудом был спасен. Достиг всего в служении, которое возможно на путях человеческого разума, – и обо всем этом ничего нет в письменной Торе... И лишь когда он поднимается на совершенно новую ступень служения – на путях разума высшего, Б-жественного, на путях исполнения прямых Б-жественных повелений, – тогда только он впервые упомянут в письменной Торе как служитель Всевышнего.

 

И каково же первое из полученных им повелений? «Иди себе... в землю и т. д.» (Берешит, 12:1) – в Святую Землю, в которой только и возможно цельное, высшее служение!

 

И еще: во всех Десяти речениях, данных нам у горы Синай, только один раз упоминается Земля Израиля обещанная нам, и то не сама по себе, а в связи с наградой за исполнение заповеди: «Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе» (Шмот, 20:12). «Продлились дни» – хорошо; но почему же именно на этой земле? Ясно, что почитание отца и матери – великая обязанность, где бы человек ни жил, и долгоденствие само по себе чрезвычайно ценно; но, возможно, Тора сообщает нам здесь, что истинно достойной наградой за исполнение великой заповеди почитания родителей может быть не просто долгоденствие, но только долгоденствие в земле Израиля.

Из сказанного следует, что сама жизнь в ней наполнена таким возвышенным, духовным смыслом, что это ставит ее в один ряд с Торой и будущим миром!

 

(б) Так же, как Тора приобретается в страданиях, – как сказали наши мудрецы: «Таковы пути Торы: хлебом с солью питайся, и воду по мерке пей, и на земле спи, и жизнью страдальческой живи, и над Торой упорно трудись» (Пиркей авот, 6:4), – так и земля Израиля приобретается в страданиях; начиная с того, что произошло из-за греха разведчиков, и до сегодняшнего дня. И как о Торе сказано далее в той же мишне: «…И если ты делаешь так, хорош твой удел и благо тебе; хорош твой удел в этом мире и благо тебе в мире грядущем», – так это, несомненно, со всеми добрыми дарами, включая приобретение Земли Израиля!

 

Сказано там (Пиркей авот, 2:1): «Соотноси ущерб, связанный с исполнением заповедей, с наградой за них». Страдания, которыми мы оплачиваем исполнение заповедей, – это «твердая валюта» лишь в нашем мире; однако в сравнении с упомянутыми тремя вещами, которые мы приобретаем, – это ничто, и потому мудрецы назвали их «дарами».

 

22. То, чего нет у других

 

Понятия «святости земли» или чего-то, что было бы хотя бы в чем-то подобно ему, объединяющему столь разные начала – материю и дух, нет в двух мировых религиях, происшедших из иудаизма. Есть в них красочные празднества и церемонии, но нет обязанности жить в земле, называемой ими «святой», – жить нормальной жизнью, но соблюдая при этом особые связанные с ней непростые, требующие особой веры заповеди, которые есть в Торе, – как между Всевышним и человеком – седьмой и пятидесятый год, – так и между человеком и ближним – о крае поля, оставляемом для бедных, прощении долгов в субботний год и т. п. И потому в этих религиях не раскрывается реально, не на словах, а на деле, единство Творца, даже если и провозглашается: разве смогли бы их последователи не обрабатывать землю каждый седьмой год, полагаясь на обещание Торы (Ваикра, 25:20 – 21): «А если скажете: "Что же будем есть в седьмой год..." Я пошлю вам благословение Мое в шестой год», – то есть веря полной и истинной верой в «силу деяний Его» – в то, что Он может прокормить народ, который целый год не обрабатывает землю? Или полагаться на обещание Всевышнего не допускать врагов в землю, когда жители оставляют дома свои, уходя в Храм на три ежегодных праздника? Ведь не так трудно ощущать и прилагать понятия святости и связи с Творцом к делам небесным, духовным; гораздо труднее это в делах земных, материальных…

23. Почему сказано: «...сотворил небо и землю», а не «...сотворил мир»?

 

Тора начинается со слов: «Вначале сотворил Б-г небо и землю». Не «сотворил мир», а создал небо и землю как «пару противостоящих сущностей», одинаково необходимых Ему для конечного раскрытия – раскрытия единства Творения, небесного и земного – как проявление единства Самого Творца. Чтобы свет Его достиг не только небес, но даже самых дальних и темных мест материального мира и бытия человеческого в нем, – соответственно сказанному нашими мудрецами (Мидраш Танхума, Нсо, 16): «Когда Всевышний творил мир, Он жаждал, чтобы было у Него жилище в нижних мирах, как оно есть в высших». И раскрытию этого единства должна служить жизнь нашего народа на земле по законам Торы, исполнение которых является демонстрацией великой веры в силу Его и великое милосердие. И более того – жизнь «в жилище Его», в месте пребывания Шехины Его – в Земле Израиля, с исполнением особых заповедей, связанных с этой землей и требующих особо веры и способности полагаться на него – более, чем во всяком другом месте на земле.

 

24. Так для чего же было нужно «государство Израиль»?

 

И для реализации изложенного «сценария последних дней», с учетом того духовного состояния, в котором пребывает весть мир, и, к великому сожалению, также и наш народ, – быть может, и появилось еврейское государство – именно в том виде, в каком оно было основано и существует доныне. Задуманное нерелигиозными «отцами-основателями» как средство сделаться «народом как все другие народы», – но Всевышний задумал о нем иное. Получившее на первых порах немалую помощь с Небес для начала реализации «проекта», – но не все пошло по замыслу людскому. И далее все сходится поразительно: даже потрясающе успешная, выходящая за рамки естественного война 1967 года и «оккупация территорий» – абсолютно необходимый и логичный шаг по плану с Небес, очерченному согласно мидрашу у Раши: чтобы все народы, не только враги-соседи наши, но и «друзья», большие и малые, также и те, которые голосовали в свое время в ООН за создание еврейского государства, имели повод сказать: «Грабители вы»! А правильно ответить мы должны им всем.

 

25. И в Гемаре – о том же?

 

В Гемаре Санедрин 97б – 98а приведен известный (упомянутый выше, в конце п. 8) спор раби Элиэзера и раби Йеошуа о том, обязательно ли нужна тшува – возвращение еврейского народа к Всевышнему – для прихода царя Машиаха. Первый утверждает, что без тшувы Машиах не придет; но побеждает раби Йеошуа, сказавший, что если евреи не совершат ее сами, то сделают это вынужденно – из-за царя-изверга, подобного Аману, которого поставит над ними Всевышний, – и тогда придет спасение. Раби Йеошуа ссылается при этом на стих (Даниэль, 12:7): «И услышал я, как муж, одетый в льняные одежды... клялся Вечноживущим, что к сроку... когда истощится сила руки народа священного, закончится все это». Объясняет Раши (там в Гемаре): «Когда закончится возрождение их и сила их рук, которая прежде распространялась во все стороны, мощь и эффективность... и станут слабы чрезвычайно».

И далее у Раши: «Закончится все это» – «эти бедствия, и придет Машиах, как сказано (Дварим, 32:36): "Когда Он увидит, что ослабла рука (их)"».

 

Так пишет Раши, который сам жил в тяжелейшую эпоху начала крестовых походов: к концу изгнания у евреев наступит некое «возрождение», будет у них «сила руки». Он не употребляет термин «государство», но совершенно ясно, что речь идет о некоем суверенитете и о силе «народа священного», которая проходит свой пик и катится к упадку и слабости.

 

Сказано поразительно точно о наших днях. Прихода Машиаха мы еще не дождались, но упадка и слабости – да. Подменили истинную «силу народа священного» – веру в «силу деяний Всевышнего» – на ложную веру в «силу нашей руки» – то есть армии... И когда эта новоизобретенная наша вера не оправдывается, от войны к войне все больше и больше, – теряется вера в основы и право самого нашего пребывания здесь... Не можем объяснить их народам – но прежде всего самим себе!

26. С чего начали – к тому и пришли...

 

Это государство было задумано нерелигиозными, а то и антирелигиозными «отцами-основателями» его, чтобы народ-скиталец «влился в дружную семью народов», обосновавшись на своей земле – исторической родине; и обустроился на ней, и забросил свое духовное наследие, избавившись тем самым от противостояния всему миру и став «как все»... Увы, увы! «Много замыслов в сердце человека, но сбудется совет (решение) Г-спода» (Мишлей, 19:21)! Восстановленное после почти двух тысячелетий изгнания – «Не нашло покоя; все преследователи его настигли его меж теснин»! Все то же, такое знакомое «еврейское счастье и судьба» – вновь, как прежде и всегда, противостоять всему миру! – С чего начали – к тому опять же и пришли!

 

Западному миру – который, с одной стороны, использовал его в «холодной войне» с СССР, но с другой – все в этом «либеральном и гуманном мире», кто наивно и искренне, а кто злонамеренно и лицемерно, в своих интересах, пытались и пытаются втиснуть, «запрессовать» его внутрь границ 1967 – «границ Освенцима», чтобы уладить свои непростые отношения с мусульманским миром...

 

Советскому, а ныне «русскому миру» – который в течение практически всех семи десятилетий пытался воплотить давнюю, еще с царских времен, мечту о контроле над регионом, безумно накачивая оружием и натравливая на еврейское государство всех его соседей-врагов...

 

И, наконец, исламскому миру – который, в противоположность двум первым, претендует на истинное, жертвенное, доведенное до слепого фанатизма «служение Единому Б-гу и Творцу» – но желая при этом, вопреки Его воле, заменить наш народ в качестве избранного для истинного служения, и отрицая нашу связь и с Всевышним, и с этой землей...

 

27. «Вся земля принадлежит Творцу!»

 

И евреи, живущие здесь ныне на Святой Земле, крайне мешают всем этим трем мирам – и таким образом Всевышний реализует Свой метод правления по принципу «мера за меру»: то самое государство, которое должно было стать средством «слиться с семьей народов и избавиться от ярма еврейства», становится причиной того, что евреям придется, наоборот, открыто и громогласно признать могущество и власть Всевышнего. Признать перед всем миром – и тем приблизить к Нему и себя, и все человечество. Притом именно в наше время, в эпоху духовно самых слабых поколений, когда человек более всего опьянен собственным материальным могуществом: люди ходили уже по Луне, умные и чуткие роботы-разведчики совершают посадку на кометах, достигают самых дальних краев Солнечной системы и выходят в межзвездное пространство... Фантастически мощные компьютеры и связь, проникновение в самые глубины живой и неживой материи... Расцвет либерализма и личных свобод – вплоть до полной потери в этом чувства меры, элементарного стыда и здравого смысла... Средства сообщения, системы экономических связей между отдаленными континентами и международной безопасности – одним словом, «Вавилонская башня» наших дней достигла заоблачных высот...

 

Вот тут-то и должны прийти евреи и обрушить, то есть морально уничтожить это горделиво вознесшееся здание, заявляя: «Вся земля принадлежит Творцу; Он сотворил ее... По воле Своей Он дал ее [тем народам] – и по воле Своей отнял ее у них и отдал нам!», – ради Торы и исполнения ее заповедей! И вся эта современная «Вавилонская башня», объявившая войну Творцу, – абсолютная тщета и ничто перед малейшим даже проявлением Его воли, выраженной в словах Торы, как сказал пророк: «Ведь народы – как капля из ведра, и пылинкой на весах считаются они. Ведь острова как прах тончайший взметает Он» (Йешаяу, 40:15).

 

В этом, быть может, и есть сокровенный смысл великой заповеди – ответить подобающим образом народам, – заповеди, о которой говорит мидраш, приведенный Раши в самом первом его комментарии на Тору.

 

 

28. Но в чем же конкретно может состоять ответ им – каждого из нас?

 

Оставим, однако, руководителей государства, официально представляющих нас перед народами мира, и спросим: а мы? В чем же конкретно может состоять сегодня наш ответ, как простых людей, не облеченных полномочиями и правом голоса на международных форумах? Что каждый из нас может сделать? Ясно, что все детали будущих событий не могут быть нам известны, как пишет Рамбам: «Не будет знать человек об этих вещах и подобных им, как это будет, пока это не будет» (Илхот млахим, 12:2). Сегодня же наш долг – понять, что каждый из нас имеет право голоса на самом важном форуме – в диалоге нашего народа с Всевышним! Каждый из нас в нем очень важен, как сказали наши мудрецы (Санедрин, 4:5): «Каждый человек [в народе Израиля] должен говорить: ради меня создан мир», и также должен думать, что весь мир колеблется между заслугой и виной, и от его выбора и дел его зависит все.

Говорят, что в претензиях народов мира выражаются в скрытой форме претензии Всевышнего к нам, и если претензии народов обостряются, – ясно, что пришел момент, когда той веры и упования на Него, той Торы и поддержки ее, тех заповедей и добрых дел, которых как будто было нам достаточно вчера, – недостаточно теперь, и мы не можем благодушно выжидать и надеяться, что обойдемся прежним. И чем громче звучат претензии, – тем громче должен звучать наш ответ.

29. Страху – «нет»!

 

А с другой стороны – нельзя позволить страху овладеть нашими душами; надо помнить, что также и освобождение из египетского рабства началось с того, что стало тяжелее – «перестали давать солому» (см. Шмот, гл. 5); и всякое обострение означает ускорение движения нашего к тому, чего мы מכר ждем вот уже две тысячи лет – к нашему освобождению! Больше испытаний – но и милосердия с Небес тоже!

«А ты, Израиль... Я избрал тебя и не отверг тебя. Не бойся, ибо Я с тобою; не страшись!... Будут как ничто, воюющие против тебя; Ибо Я, Г-сподь Б-г твой, держащий тебя за правую руку твою, говорящий тебе: не бойся, Я помогаю тебе» (Йешаяу, 41, 8 – 13).

 

30. Время быть счастливым

 

И не только сохранения. В последних поколениях, после страшных потрясений и несчастий, Всевышний, по великой милости Своей, дал возможность нескольким миллионам евреев, почти половине нашего народа, вернуться в Землю обетованную и воссоздать в ней, после двух тысячелетий, величайший и важнейший на планете центр Торы – мир ешив и колелей». И поддержал этих евреев великими чудесами в войнах, которые им пришлось вести, – ради этого мира ешив и колелей, ради мира Торы. В своей книге «В кругу великих» рав Ш. Лоренц приводит на эту тему слова великого мудреца Торы р. Ицхака-Зеева из Бриска: «Истина в том, что чудеса сотворены ради спасенного остатка (истинного еврейства) – тех, кто изучает Тору и исполняет заповеди, – ради того, чтобы исполнилось сказанное: "Не забудется [Тора] в устах потомства его" (Дварим, 31:21), – чтобы они могли передать Тору дальше, и через них Тора продолжала бы пребывать в народе Израиля».

 

Счастлив тот, кто участвует в этом – изучает, преподает и поддерживает Тору – в любые времена. Но тысячекратно – в наше время.

 

 

Метки:

 



Free counters!

Недельная глава Шмот
Урок на тему Зоар Хок ле-Исраэль из книги Зоар Хок леИсраэль с комментарием Сулам рабби Иегуды Лейба аЛеви Ашлага – Баал Сулам, да будет благословенно имя праведника навечно!

За чудеса, за знамения и за войны. Ханука 5780
Сегодня, когда Ханука, казалось бы, отмечается по всему миру, когда ханукальные свечи горят и перед Кремлем, и перед Белым Домом, особенно трудно понять, что истинное значение этого праздника скрыто, ...

Недельная глава Микец
Урок на тему Зоар Хок ле-Исраэль из книги Зоар Хок леИсраэль с комментарием Сулам рабби Иегуды Лейба аЛеви Ашлага – Баал Сулам, да будет благословенно имя праведника навечно!

Israeli warplanes hit Islamic Jihad centers south of Damascus
The Israeli air force Sunday night targeted Palestinian Islamic Jihad sites south of the Syrian capital of Damascus, following a The post Israeli warplanes hit Islamic Jihad centers south of Damascus ...

After heavy rocket barrage from Gaza, Palestinian Jihad swears to retaliate for any Israeli reprisal
That the latest Palestinian Islamic Jihad rocket offensive on Feb. 23 against Israel from Gaza occurred just eight days before The post After heavy rocket barrage from Gaza, Palestinian Jihad swears ...

Palestinian Jihad fires 20 rockets in three salvos
The Palestinian Islamic Jihad on Sunday night aimed some 20 rockets at Israeli locales, many focusing on the towns of The post Palestinian Jihad fires 20 rockets in three salvos appeared first on ...

Медиа

Радио




Архив передач Радио

Архив передач Радио

Дом Давида

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

emil.tamir@gmail.com



Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

ДАТА

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

FACEBOOK

Опрос

Кем Вы себя ощущаете в вопросе национального определения?


Показать все опросы